В России появилось новое экстремальное молодежное увлечение - паркур. Паркур (parkour) в переводе с французского буквально означает - полоса препятствий. В нашем случае полоса препятствий - это любая городская инфраструктура (стены, тоннели, заборы и т.д.), которую человеку, занимающемся паркуром, передвигаясь из пункта "А" в пункт "Б", нужно преодолеть кратчайшим путем. И чем сложнее (и порой опаснее) путь, тем интереснее.
Родоначальником паркура считается француз Давид Белль, родившийся в маленьком нормандском городке Фекам в 1973 году. В начале 90-х он с друзьями (возможно из-за скуки жизни в провинциальном городке) и создал это направление молодежного экстрима. Команду назвали "ямакаси", что в переводе с японского означает "хулиган". После успешных съемок в одноименном фильме друзья как-то остепенились и перестали бегать по крышам. А вот Давид Белль превратил паркур в доходный бизнес. Сейчас у него собственная ассоциация PAWA (Parkor Worldwid Association), множество собственных школ по всему миру, организация съемок трюков в рекламе и художественных фильмах и очень много других видов деятельности, связанных с исполнением трюков в городской среде, приносящих неплохую прибыль создателю. Любимое высказывание Давида Белля: "Покажи мне - как ты двигаешься, и я скажу - кто ты" стало культовым для всех любителей паркура по всему миру. А таковых только в России, где паркур появился сравнительно недавно, тысячи. И не только в крупных городах. География распространения этого молодежного движения обширна - от Уфы до Салехарда, от Кургана - до подмосковного поселка Лобня.
Люди, занимающиеся паркуром, называют себя "трейсер", (от франц. "traceur" - прокладывающий путь) и исповедуют несколько отличающийся от общепринятого собственный стиль жизни. Конечно, это обусловлено и возрастом (в среднем 17-26 лет), полом (подавляющая часть трейсеров, естественно, мужчины), и социальным статусом. Большинство трейсеров - или студенты, или молодые менеджеры, получающие от занятий паркуром необходимый адреналин, которого так недостает в обычной жизни. Ну и, конечно, так приятно продемонстрировать свои возможности перед знакомой девушкой! У трейсеров своя философия, свой сленг и собственные понятия о жизненных ценностях, порой, на мой взгляд, очень полезные, а порой доходящие до абсурда. Понятно и приятно, что трейсер должен вести здоровый образ жизни - не пить, не курить, не нарушать общественный порядок и воздерживаться от нецензурных выражений. Но вот выдержка из памятки по здоровому питанию трейсера, взятому мной на одном из сайтов в Интернете: "Кусок сырого мяса на кухне - страшная угроза".
У настоящих трейсеров собственные обозначения способов преодоления препятствий. Я насчитал более тридцати. Некоторые мне трудно представить. Например, "Get over the wall" - с разбегу толкаетесь ногой об стену для того, чтобы выкинуть тело вверх; когда вы в воздухе, опереться рукой об стену, и перелететь ее, или "Spring jump" - прыжок с разбега без применения рук. Хорошо, что человек - не макака и передвигается по земле пока при помощи ног. Зато очень понятен прием "Five point sliere" - съезд по перилам на пятой точке.
Будущее российских трейсеров складывается по-разному. Большинство по достижению определенного возраста уходит. Ведь, согласитесь, трудно представить себе тридцатилетнего менеджера банка, обремененного семьей, прыгающим через стену. А некоторые, по примеру Давида Белля, открывают собственные платные школы паркура и сдают наиболее способных учеников для различных съемок в клипах и рекламе. Кстати, обычный гонорар за съемочный день у российского трейсера составляет в среднем около 200 долларов, что совсем немного, учитывая сложность исполнения трюков.
И в заключение несколько снимков из Интернета. У настоящего трейсера и собственная кошка - тоже трейсер!
Андрей ФИЛАТОВ.